КАРАВАЙ
Каравай дошел до наших дней с древних, еще языческих, времен.
На Руси каравай готовили на свадьбы, при этом соблюдалось много обрядовых правил. Свадебные караваи украшаются сложными тестяными узорами и веточками калины.
Каравайницы, которых 3, 5 или 7, растворяли, расчиняли, месили и пекли свадебный каравай, с обрядами, с каравайными песнями. Возглавляла выпечку старшая каравайница. Ею могла быть только такая женщина, которая живет с мужем в любви и согласии и имеет добрых детей: считалось, что семейный лад каравайницы через каравай передается молодым.
Перед приготовлением теста она должна умыться, вымыть руки, повязать голову платком и надеть нательный крест.
При замесе теста обязательно нужно читать молитвы (например, "Отче наш" и "Богородицу"), но так же пелись различные песни.
Никогда не приглашали печь свадебный хлеб вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастная судьба может повлиять на будущее новой семьи. Обычно выпекали два каравая: один в доме жениха, другой в доме невесты. В доме невесты он имел форму круга - солнца, в доме жениха напоминал форму месяца.
Каравайницы приносили с собой муку, яйца, масло, различные украшения. Приготовление каравая обычно происходило в субботу утром. Каждый из приглашенных выполнял определенную роль.
Двое женатых мужчин приносили дрова, готовили капустные листы, деревянные лопаты, веник. Печь топили дровами калины или явора, реже - сосны или липы. Два неженатых парня сажали каравай в печь, а две девушки лепили из теста фигурки зверей, птиц, шишечки для украшения каравая. Испеченный каравай клали на крышку кадки, застланной белым полотенцем, и посыпали рожью, украшали калиной, бумажными цветами, мятой. После этого каравай несли в кладовку, где он находился до заключительного момента свадьбы. С момента выпечки каравая и до момента деления его берегли как зеницу ока. По караваю гадали, какой будет судьба молодых. Если каравай удался хороший, то совместная жизнь будет хорошей, если развалился или треснул - плохая примета. Чаще всего каравай невесты делили между родственниками молодой, а каравай жениха среди его родни. Но в некоторых районах каравай жениха делили в доме невесты после свадьбы. И наоборот. Каравай невесты делили между родней жениха.
Подают каравай после росписи и венчания, перед тем, как сесть за столы.
Родители жениха (мать держит каравай на вышитом полотенце) поздравляют жениха и невесту.
Оставшийся каравай режут (причем по обряду резать свадебный каравай должен ребенок) и обносят им гостей или ставят на стол.
Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике — расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его молодожёны. Каравай был многослойным, и делил его крёстный отец жениха или невесты. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть — гостям, а низ, в который часто запекали монеты, — музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили жениха и невесту подарками.
По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце. Этот обычай пришёл из языческой древности, когда хлеб был божеством.
Каравай также использовался на Древней Руси на похоронах. Ко дню похорон выпекали свадебный каравай, его клали на крышку гроба, а на кладбище раздавали родным.
Круглая форма не случайна: ведь она — подобие Солнца. В старинной легенде каравай предстает символом языческого бога — Солнца, который сходит на землю, чтобы «взять под свою ласку» красну девицу и добра молодца, вступающих в эту долгую, трудную и прекрасную жизнь. Каравай олицетворяет собой зажиточную, богатую жизнь. Считается, что тот из молодых, кто откусит самый большой кусок и будет хозяином в доме. Каравай украшали цветами, колосьями ржи, пшеницы и веточками калины. Калиновыми ветками с ягодами традиционно украшают комнату, в которой готовят каравай.
Накануне свадебного пира выпекали каравайчики, небольшие булочки, которые свахи развозили

КУРНИК
Курник – один из самых известных русских пирогов, можно сказать король пирогов, вершина национального кулинарного искусства. Литературные памятники свидетельствуют, что во времена Ивана Грозного его подавали к царскому столу в торжественных случаях.
Долгое время курник был непременным угощением русского свадебного стола. Его делали многослойным, высоким и богато украшали фигурками из теста. На свадьбу пекли сразу два куринка – в доме жениха и в доме невесты. Один курник украшали фигурками человечков – символом многодетной семьи, другой – цветами и «боченочками» - символами веселой счастливой жизни. Каждый компонент свадебного пирога также имел глубокий символический смысл: мука – основа жизни, крупа – символ согласия и благополучия; курица и яйца были связаны с понятием плодородия, продолжения рода. Теперь курники пекут просто в торжественных случаях или просто так.
Курник - это закрытый, куполообразный пирог. Ему придают форму «шапки Мономаха», защипывая швы. Раньше в народном быту курники делали только из пресного сдобного теста, поскольку оно хорошо сохраняет при выпечке рисунок. Некоторые этот пирог готовят из двух видов теста – сдобного и слоеного.
Начинку в курнике принято делать в несколько слоев: из припущенного риса, заправленного маслом с добавлением рубленных яиц, отварной курицы, порезанной мелкими кусочками с густым молочным соусом, жареных грибов, опять курицы и снова риса (до появления на Руси риса, обычно делали из пшеничной каши). Каждый слой перекладывали блинчиками. Строили курник так: готовили две лепешки из теста, одну меньше другой почти вдвое. Маленькую лепешку клали на сковороду, на ней расстилали блинчики и укладывали слои начинки. На большой лепешке от краев к центру делали 8 надрезов. Этой лепешкой закрывали начинку. Защипывали по разрезам и в местах соединения с нижней лепешкой. Все это сооружение украшали орнаментом из теста, смазывали яйцом и выпекали.

@темы: Кулинария, традиционные, обрядовое