• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
04:12 

Ряженные на Руси

Ряжение — обрядовое и игровое переодевание с использованием масок и других приемов изменения внешнего вида. РЯЖЕНИЕ наиболее характерно для участников календарных обходов на святки и масленицу, в меньшей степени — для исполнителей весенне - летних ритуалов.

Многие названия восточнославянских ряженых отражают их потустороннюю природу: «кудесники», «хухольники», «буки», «окрутники», «халявы», «Костромы», «чудики», «черти» и т.п. Среди способов РЯЖЕНИЯ этих персонажей часто упоминается чернение лица сажей, подкладывание горба, закутывание в меховую шубу, ношение необычных остроконечных шапок, обкручивание соломой рук и ног, чтобы сделать их толстыми и кривыми; навешивание на костюм старых веников, лаптей, колокольчиков и т. п. Нередко ряженые старались подчеркнуть особенно устрашающие черты своей внешности — закутывались в белое полотно, вставали на ходули, приделывали длинные зубы из репы. носили на голове тыкву с вырезанными глазницами и прикрепленной внутри свечой. В Костромском крае на святки в группе колядников ходили по домам ряженные «стариками» и «пугалами» в виде калек с вымазанными сажей лицами. со страшными горбами и навязанной на голове куделью, чтобы быть косматыми.

Наряду с этим отмечалось стремление выглядеть необычно и смешно («чудно»): например, переодевались в одежду противоположного пола (мужчины — в женскую и наоборот), подбирали элементы одежды, несовместимые с остальным нарядом — разные рукава, на ногах разная обувь, на голове корзина или горшок и тому подобное.

Часто рядились в кожух, вывернутый шерстью наружу. Так рядили в разных местах «козу», «медведя», «вожака», который водил их на поводке; «мехоношу» - участника колядной группы, который носил собираемые по домам продукты; «святого Николая». Например, в Московской обл. нарядившийся «курицей» или «журавлем» ходил в вывороченном кожухе, ноги продевал в рукава, в руках держал кочергу наподобие клюва.

На Русском Севере популярным персонажем святочных игр на посиделках был ряженный «покойником»: его одевали в белое, натирали лицо мукой, вставляли в рот торчащие зубы из брюквы, клали на скамейку, оплакивали, заставляли девок целовать лежащего.

Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову «козы», «кобылы», «тура»; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по хате, махали хвостом и т. п. Иногда двое участников составляли одну фигуру «коня» и вместе подражали поведению животного.

РЯЖЕНИЕ воспринималось во многих местах как дело греховное и опасное. Как правило, в страшные маски «нечистиков» и «покойников» рядились лишь мужчины, реже — бойкие женщины, но не девушки и не дети. По данным, собранным на Русском Севере, сами участники обрядов и игр редко соглашались на эти роли добровольно, предпочитая бросать жребий. По прошествии праздника все принимавшие участие в РЯЖЕНИИ должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой и так далее.

Поведение ряженых сводилось к нескольким стереотипным действиям: они старались испугать своим видом, угрожали хозяевам и детям; гонялись за девушками и приставали к ним; некоторые маски сохраняли полное молчание или издавали неясные звуки, другие разговаривали неестественно высокими или очень низкими голосами. Ряженые и сопровождавшие их участники часто разыгрывали сценки «умирания» или намеренного «убиения» животного. Некоторые антропоморфные ряженые выполняли действия обрядового очищения дома (обметали углы дома или обливали присутствующих водой) или проверяли соблюдение хозяевами дома норм обрядового поведения (подметено ли в доме в определенные дни, убраны ли орудия ткачества, приготовлены ли к празднику обрядовые блюда и т.п.).

Нередко они намеренно демонстрировали свое «антиповедение»: вели себя буйно, шумели, старались забить огонь в печи, разлить воду в доме, обсыпать домочадцев пеплом или вымазать их сажей, украсть что-либо из вещей (см. Кража).
К весенне - летнему периоду (Юрьеву дню, Вознесению, Троице, Ивану Купале) приурочены обряды вождения ряженого, главным элементом наряда которого служила зелень — ветки деревьев, цветы, венки. Особенностью их было участие одного (реже — двух) главного ряженого, которого вели остальные участники процессии. Такими персонажами, полностью скрытыми под зеленым нарядом или имевшими лишь венок на голове (как единственный знак ряжения), были у восточных славян «Куст», «Тополя», «Весна», «Русалка»; у западных славян — «Троицкий король» или «Король и королева»; у южных — «Зеленый Юрий», «додолы», «пеперуды». Этих ряженых водили по дворам (в дома они обычно не заходили), либо с ними шествовали по селу, выходили за границу села, обходили вокруг полей. Центральный персонаж двигался первым или его вели под руки сопровождающие. Лицо было закрыто платком, волосами, зеленью венка, высокой конусообразной корзиной, густо утыканной ветками. Хозяева старались щедро одарить ряженого, облить его водой, потанцевать с ним для обеспечения себе хорошего урожая.

В завершение свадьбы, а также во многих обрядовых играх устраивалось пародийное венчание ряженых «жениха» и «невесты» с участием «попа», «дьяка», «родителей новобрачных» и других персонажей. (С) М.М.Валенцова,Л.Н.Виноградова

Зелеными святками в Восточном Полесье Медведя водили (парень, укутанный березовыми ветвями) - чествовали, угощали, потом в реку кидали - он мог увернуться и скинуть в воду только свой березовый "кокон"

@темы: Традиционное,, Обрядовое

04:04 

Каша - древнейшее растительное блюдо

Каши
Каша - кушанье из сваренного или запаренного зерна, крупы, муки, одно из самых распространенных и любимых русскими людьми. Это традиционное блюдо русского стола делилось на три вида — кашицы (жидкие кашки), размазни (вязкие каши) и собственно каши (то есть крутые, рассыпчатые).
Каша, древнейшее блюдо из зерна, использовалась и во многих обрядах. Каши, как самое распространенное обрядовое блюдо, сопутствуют человеку всю жизнь. На крестины готовили «бабкину кашу», на свадебный пир «кашу чинили и молодых кормили», а в поминальные дни до наших дней сохранился обычай подавать кутью. Наиболее ярко она выступала в обрядах жизненного цикла: родильно-крестильных, свадебных, погребально -поминальных. Однако и в обрядах годового цикла ее роль довольно велика. Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Рождества и Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д. День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш. При крестинах был ритуал дележа и выкупа каши, который так и назывался – «каши». Кроме того,26 декабря был праздник рожениц и повитух - «бабьи каши». Без каш не обходилась ни одна свадьба. И дело тут не в том, что больше есть нечего, а в соблюдении ритуала – молодым в подклет (нижнее жилье в двухэтажной избе, именно там молодые проводили свою первую брачную ночь) приносили кашу, а они ее должны были черпать ложкой и бросать через плечо назад. Кашу подавали и на стол гостям. Причем, вносила ее сваха или свекровь, а невеста в ответ должна была подарить вышитое полотенце, рушник. В каждой области были особенности приготовле­ния и еды каши. На Русском Севере, в Архангельской области молодые должны были на свадьбе есть только кашу, причем невеста должна была накрыться платком. В Полесье, если невеста была девственной, готовили сладкую кашу, а не смогла уберечься до свадьбы, то и каша была горькой или соленой. В первом случае происходил обряд выкупа каши женихом, он должен был разбить горшок так, чтобы каша не рассыпалась. Обязательна была каша и при крестинах. Она должна была даровать ребенку счастье и здоровье, а его матери – плодовитость. Кашу нужно было готовить и есть после окончания жатвы, чтобы земля сохраняла урожайность. Переезд в новый дом также отмечали кашей. Обычай готовить на поминки особую кашу – кутью, сохранился и доныне. Владимир Даль пишет о том, что раньше кутью готовили и в других случаях: «…кутья - каша с сытою, изюмом, из обдирного ячменя, пшеницы, рису, из толстой крупы, приносимая в церковь при поминках и подаваемая за упокойным столом, а местами и в рождественский сочельник, называемый посему на юге также кутьей, как зовут и сочельники Крещенья и Нового года; первый постная кутья, второй голодная, а третий богатая». Возможно, название происходит от «кут» - угол, в который кашу ставили сначала в доме, а затем в церкви. Во всяком случае, никакого отношения к «кутилам» не имела.
Каши приготавливались из ячменя, овса, ржи, пшеницы, проса, гречихи, риса на воде или молоке. Они могли быть сварены из цельного зерна, крупы - дробленого зерна или муки. При этом их готовили "крутыми", т.е. густыми, "размазнями" - полужидкими и в виде похлебок, заменявших супы. Каждый вид каши имел свое название, которое варьировалось по губерниям.
Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя называлась ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелко дробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами". Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины . Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл.
Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.
Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.
Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна русским также давно как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.
Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово манна - старославянское и восходит к греческому слову manna - пища. Она подавалась только детям и приготавливалась обычно на молоке.
Самой популярной кашей у русских была гречневая (грешновая, гречишная, гречнёвая, грешна) и уже в ХVIIв. считалась национальным русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно- в ХV в.
Рисовая каша приготавливалась, в основном, в городах и то только с ХVIII в., когда в Россию был привезен рис. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.
Наряду с кашами из цельных или дробленных зерен традиционными для русских были "мучные каши", т.е. каши из муки. Они назывались, обычно, мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.
Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось довольно своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.
Соломат - жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же соломат заимствовано русскими из тюркских языков. Гороховка - каша из гороховой муки. Кулага - кушанье, приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша. Завариха - каша из любой муки
Вкус каши будет во многом зависеть от того, чем ее сдобрили и приправили. Для этого надо хорошо знать и чувствовать, что подходит к данному виду крупы и каши, с чем она лучше сочетается. Конечно, прежде всего к кашам идет масло. Но масло не единственная и, главное, не первая добавка в кашу, а заключительная. Чаще же всего как добавки в каши употребляются молочные продукты — молоко, простокваша, пахта, сметана, творог и сливки. Они идут во все виды каш и часто составляют шестую, а то и четвертую часть их объема. Второе место по частоте применения в качестве добавок занимают мясо, рыба, горох, яйца и грибы. Мясо, рыбу и горох обычно используют в кашицах (особенно рыбу), яйца и грибы — в рассыпчатых кашах. Лук идет во многие виды каш, некоторым кашам подходят подмешиваемые в небольших количествах тыквенное пюре (к пшену) и мак (к ячневой каше). Для сладких каш кроме сахара используют варенье, мед, изюм, урюк, курагу, орехи, свежие фрукты, шоколад, подходящие к белым кашам (манной, рисовой, саго). Из пряностей в каши кладут черный и красный перец, петрушку, сельдерей, пастернак, чеснок, корицу, бадьян, цедру, мускатный орех, ваниль.
Надо еще иметь в виду, что изменить, соотношение между крупой и жидкостью уже после того, как каша начала вариться, нельзя. Иными словами, нельзя выпарить воду после соединения ее с крупой так, чтобы это не отразилось на консистенции (как это можно сделать с корнеплодами или бобовыми), нельзя превратить жидкую или вязкую кашу в крутую, рассыпчатую. Вот почему так важно правильно залить крупу водой для получения каши того или иного вида. При этом удобнее руководствоваться соотношениями объемов воды и круп (столько- то стаканов крупы на столько-то стаканов воды).
В процессе варки кашу нужно все время помешивать (кроме гречневой и рисовой), следить, чтобы не подгорела, сливать излишнюю воду, доливать молоко и т.д. Надо обращать внимание и на состояние крупы: ее спелость, засоренность и т.п. Рассыпчатую гречневую кашу, например, можно сварить только из спелой гречихи без зеленоватого отлива, в противном случае каша получится вязкой, как бы ее ни варили.
К кашам подходят почти все животные и растительные масла. Свиное, нутряное сало и бараний жир идут в основном в горячие кашицы.
Для рассыпчатых каш традиционно использовали сливочное и топленое масло, а из растительных — подсолнечное, конопляное, маковое, ореховое, в том числе и миндальное.

@темы: Кулинария, традиционные

03:59 

Курник и Каравай!!!

КАРАВАЙ
Каравай дошел до наших дней с древних, еще языческих, времен.
На Руси каравай готовили на свадьбы, при этом соблюдалось много обрядовых правил. Свадебные караваи украшаются сложными тестяными узорами и веточками калины.
Каравайницы, которых 3, 5 или 7, растворяли, расчиняли, месили и пекли свадебный каравай, с обрядами, с каравайными песнями. Возглавляла выпечку старшая каравайница. Ею могла быть только такая женщина, которая живет с мужем в любви и согласии и имеет добрых детей: считалось, что семейный лад каравайницы через каравай передается молодым.
Перед приготовлением теста она должна умыться, вымыть руки, повязать голову платком и надеть нательный крест.
При замесе теста обязательно нужно читать молитвы (например, "Отче наш" и "Богородицу"), но так же пелись различные песни.
Никогда не приглашали печь свадебный хлеб вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастная судьба может повлиять на будущее новой семьи. Обычно выпекали два каравая: один в доме жениха, другой в доме невесты. В доме невесты он имел форму круга - солнца, в доме жениха напоминал форму месяца.
Каравайницы приносили с собой муку, яйца, масло, различные украшения. Приготовление каравая обычно происходило в субботу утром. Каждый из приглашенных выполнял определенную роль.
Двое женатых мужчин приносили дрова, готовили капустные листы, деревянные лопаты, веник. Печь топили дровами калины или явора, реже - сосны или липы. Два неженатых парня сажали каравай в печь, а две девушки лепили из теста фигурки зверей, птиц, шишечки для украшения каравая. Испеченный каравай клали на крышку кадки, застланной белым полотенцем, и посыпали рожью, украшали калиной, бумажными цветами, мятой. После этого каравай несли в кладовку, где он находился до заключительного момента свадьбы. С момента выпечки каравая и до момента деления его берегли как зеницу ока. По караваю гадали, какой будет судьба молодых. Если каравай удался хороший, то совместная жизнь будет хорошей, если развалился или треснул - плохая примета. Чаще всего каравай невесты делили между родственниками молодой, а каравай жениха среди его родни. Но в некоторых районах каравай жениха делили в доме невесты после свадьбы. И наоборот. Каравай невесты делили между родней жениха.
Подают каравай после росписи и венчания, перед тем, как сесть за столы.
Родители жениха (мать держит каравай на вышитом полотенце) поздравляют жениха и невесту.
Оставшийся каравай режут (причем по обряду резать свадебный каравай должен ребенок) и обносят им гостей или ставят на стол.
Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике — расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его молодожёны. Каравай был многослойным, и делил его крёстный отец жениха или невесты. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть — гостям, а низ, в который часто запекали монеты, — музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили жениха и невесту подарками.
По русскому обычаю, дорогих гостей встречают хлебом-солью — ржаным караваем, который выносят на вышитом полотенце. Этот обычай пришёл из языческой древности, когда хлеб был божеством.
Каравай также использовался на Древней Руси на похоронах. Ко дню похорон выпекали свадебный каравай, его клали на крышку гроба, а на кладбище раздавали родным.
Круглая форма не случайна: ведь она — подобие Солнца. В старинной легенде каравай предстает символом языческого бога — Солнца, который сходит на землю, чтобы «взять под свою ласку» красну девицу и добра молодца, вступающих в эту долгую, трудную и прекрасную жизнь. Каравай олицетворяет собой зажиточную, богатую жизнь. Считается, что тот из молодых, кто откусит самый большой кусок и будет хозяином в доме. Каравай украшали цветами, колосьями ржи, пшеницы и веточками калины. Калиновыми ветками с ягодами традиционно украшают комнату, в которой готовят каравай.
Накануне свадебного пира выпекали каравайчики, небольшие булочки, которые свахи развозили

КУРНИК
Курник – один из самых известных русских пирогов, можно сказать король пирогов, вершина национального кулинарного искусства. Литературные памятники свидетельствуют, что во времена Ивана Грозного его подавали к царскому столу в торжественных случаях.
Долгое время курник был непременным угощением русского свадебного стола. Его делали многослойным, высоким и богато украшали фигурками из теста. На свадьбу пекли сразу два куринка – в доме жениха и в доме невесты. Один курник украшали фигурками человечков – символом многодетной семьи, другой – цветами и «боченочками» - символами веселой счастливой жизни. Каждый компонент свадебного пирога также имел глубокий символический смысл: мука – основа жизни, крупа – символ согласия и благополучия; курица и яйца были связаны с понятием плодородия, продолжения рода. Теперь курники пекут просто в торжественных случаях или просто так.
Курник - это закрытый, куполообразный пирог. Ему придают форму «шапки Мономаха», защипывая швы. Раньше в народном быту курники делали только из пресного сдобного теста, поскольку оно хорошо сохраняет при выпечке рисунок. Некоторые этот пирог готовят из двух видов теста – сдобного и слоеного.
Начинку в курнике принято делать в несколько слоев: из припущенного риса, заправленного маслом с добавлением рубленных яиц, отварной курицы, порезанной мелкими кусочками с густым молочным соусом, жареных грибов, опять курицы и снова риса (до появления на Руси риса, обычно делали из пшеничной каши). Каждый слой перекладывали блинчиками. Строили курник так: готовили две лепешки из теста, одну меньше другой почти вдвое. Маленькую лепешку клали на сковороду, на ней расстилали блинчики и укладывали слои начинки. На большой лепешке от краев к центру делали 8 надрезов. Этой лепешкой закрывали начинку. Защипывали по разрезам и в местах соединения с нижней лепешкой. Все это сооружение украшали орнаментом из теста, смазывали яйцом и выпекали.

@темы: Кулинария, традиционные, обрядовое

03:55 

Обрядовые блюда Руси

КОЛЯДКИ
Колядки — калитки — это маленькие выпечные изделия из ржаного теста с различными начинками. Их выпекают обычно к Рождеству и угощают ими колядовальщиков.
Колядки едят и в другие праздничные дни, а также во время постов. Особенно любят их дети. В зависимости от вида начинок колядки подают к супам или к чаю и молоку.

Тесто для колядок
Ингредиенты:
2,5 стакана ржаной или смеси ржаной и пшеничной муки (в соотношении 1:1), 1,5 стакана жидкости (вода, молоко, простокваша и др. в различных соотношениях), соль.
Приготовление
Из муки, жидкости и соли замесить пресное тесто и оставить его на 20—30 мин, прикрыв салфеткой.
Затем раскатать тесто в жгут, нарезать на равные кусочки, раскатать из них тонкие лепешки и придать им круглую или овальную форму.
Положить начинку и защипнуть или просто загнуть края, сформировав изделия любой формы. Выпекать в духовом шкафу при умеренной температуре (200— 220°С).
Горячие колядки смазать растопленным маслом или маслом со сметаной.
Начинки для колядок могут быть самые разнообразные — из садовых и дикорастущих ягод, фруктов, творога, моркови, картофельного пюре, свежих грибов, каш и др.

ЖАВОРОНКИ
Многие очень древние обычаи вошли в быт православных христиан. Один из них — печь «жаворонки» — вкусные булочки в форме птичек, чтобы отметить начало весны и возвращение птиц из теплых стран.
В представлении наших предков славян пернатые гости приносили оттуда на своих крыльях весну. Настоящая весна начиналась обычно с прилета жаворонков — этих добрых посланников солнца.
На Руси единого дня или недели для праздника встречи весны не было. В каждой местности эта дата определялась по народным приметам.

Жаворонки постные
Дрожжи развести в теплой воде, добавить муку, сахар, растительное масло, ванилин, немного морковного сока для цвета и замесить тесто (оно должно быть более плотной консистенции, чем обычное постное тесто).
Дать ему подняться, затем раскатать на посыпанной мукой поверхности и нарезать полосками длиной 15 см и шириной 2 см.
Каждую полоску завязать узелком так, чтобы сверху получилась «головка птички».
На нее прилепить 2 изюминки — «глаза», на конце полоски — «хвосте» — провести ножом несколько неглубоких линий.
Жаворонки посыпать сахаром и выпечь в духовом шкафу.
Можно сформовать и символизирующее тепло — «солнышко»: кусочки теста раскатать в виде кружочка, прилепить «лучики», а из изюминок сделать «глаза» и «ротик».

Жаворонки праздничные
Ингредиенты:
3—3,5 стакана муки, 1—2 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан кефира или простокваши, 1/2 пачки маргарина, 1 ч. ложка соды, уксус.
Приготовление
Яйца растереть добела с сахаром, влить кефир или простоквашу, положить погашенную уксусом соду, растопленный маргарин, муку и замесить тесто.
Дать ему постоять 10—15 мин, затем сформовать жаворонков, как из постного теста, смазать яйцом и выпечь в духовом шкафу.

КУТЬЯ
Кутья — обрядовое поминальное блюдо (особая зерновая каша). Готовят ее из не дробленой пшеницы, риса, овса или ячменя и сладкой добавки — меда, сахара, изюма, варенья, цукатов, сухофруктов. (Зерно в кутье символизирует вечную жизнь и изобилие, а сладость — символ райского блаженства.) Во многие виды кутьи обязательно входит сироп из меда, приготовленный на воде, отваре от круп или на маковом, миндальном, конопляном молочке, орехи, мак, пряности.
Части кутьи, как правило, готовят отдельно: зерно или крупу отваривают в большом количестве воды или варят рассыпчатую кашу, затем вводят сладкую часть и добавки. После соединения всех компонентов кутью прогревают в течение 10 мин (лучше в глиняном горшке).
В зависимости от количества добавляемой жидкости кутья может быть полужидкой или рассыпчатой. Настоящую кутью варят из зерен пшеницы на меду, она должна быть полужидкой, и едят ее ложками. Пшеницу предварительно готовят следующим образом. Сначала зерно толкут в деревянной ступе, подливая по чайной ложке теплой воды, чтобы оболочка зерна полностью разрушилась. Затем ядра отделяют от плевел, отвеивая, просеивая и промывая. И только после этого варят на воде из чистых зерен кашу.
Различают постную и скоромную («богатую, щедрую») кутью. Постную кутью ели в Крещенский и Рождественский сочельники (сочиво), а также в поминальные дни (коливо), а на крестины и другие праздники — скоромную (на молоке, сливках, с большим количеством масла). Обрядовое значение имеет преимущественно постная кутья.

ПАСХА
Непременное блюдо на Светлое Воскресение Христово — пасха (творожная масса с наполнителями).
Готовить ее лучше в пасочнице — деревянной сборно-разъемной форме, состоящей из четырех боковых стенок. Две стенки имеют ушки, а в двух других сделаны прорези, в которые входят ушки. Стенки пасочницы украшают изнутри резными узорами, как правило, на двух стенках вырезают крест, на других — буквы X и В (Христос Воскресе).
Для приготовления пасхи необходимо брать продукты высокого качества: творог должен быть свежим и не кислым, его следует положить под гнет,
чтобы удалить излишнюю сыворотку; сливочное масло — несоленое, мягкое и пластичное; сметана и сливки — 30%-ной жирности; сахарный песок — мелкий и белый.
Пасху готовят холодным и горячим способом. Для холодной (сырой) пасхи основные компоненты измельчают и перемешивают до образования однородной массы без нагревания. Для вареной пасхи продукты смешивают, а затем прогревают, иногда доводят до кипения, но не кипятят.
Пасочницы выстилают чуть влажной марлей, наполняют, плотно приминая, творожной массой, сверху прикрывают краями марли, затем крышкой, кладут небольшой гнет и ставят в холодное место на 12—24 часа, чтобы стекла сыворотка.

КРЕСТЫ
Кресты (крестцы) — обрядовое печенье, которое выпекали православные ко многим религиозным праздникам, но обязательным оно было на Крещение и Воздвижение Креста Господня, а также на Крестопоклонной неделе Великого поста.
«Крестцами» начинается у православных и первая утренняя домашняя трапеза на Крещение (19 января), которые полагалось запивать святой водой. Выпекались и особые именные печенья, которые мать семейства помечала определенными только ей известными знаками и символами. По таким «крестам», вынутым из духовки, можно было узнать, какой жизненный крест будет нести каждый член семьи в наступившем году.
Хорошо пропеченный желто-розовый крест обещает здоровье, успех и благополучие. Печенье с трещинами и надломами сулит трудности и перемены в судьбе. А вот горелый или непропеченный крест предрекает болезни и печаль. Эти последние кресты есть нельзя, их обычно скармливают птицам.

Кресты медовые
Ингредиенты:
2 стакана муки, 300 г меда, 2—3 ст. ложка растительного масла, 100 г очищенных орехов, 1 ч. ложка пряностей, 1 лимон, 1 ч. ложка соды, изюм.
Приготовление
Ядра орехов (грецких, миндальных или лещинных) тщательно растереть или пропустить через мясорубку, соединить с медом, добавить растительное масло, пряности и натертый на мелкой терке лимон с цедрой.
Массу перемешать, всыпать смешанную с содой муку и замесить тесто.
Раскатать его, вырезать выемкой или ножом «крестики», положить сверху изюминки и выпечь в духовом шкафу.
Для ароматизации печенья можно использовать различные пряности: корицу, гвоздику, кардамон, имбирь, мускатный орех и др., а также их смеси.

ВЗВАРЫ
Взвар — специальное сладкое блюдо для Рождественского и Крещенского сочельника. Взвары и компоты из сухофруктов и меда, как и рецепт блинов, были привнесены в русскую кухню IX веке завоевателями-варягами.
Взвар готовят на отваре из сушеных плодов и ягод, подслащенном сахаром или медом. По сравнению с компотом взвар получается более сладким и концентрированным (меньше добавляют воды). Иногда его варят с рисом и с добавлением вина.
В древности взвары часто готовили как вкусное сладкое блюдо ежедневного стола.

Взвар из сухих фруктов
Ингредиенты:
сухие фрукты и ягоды — 100 г груш, 100 г яблок, 100 г вишни, 100 г слив, 50 г изюма, 2/3 стакана сахара или меда, 1 л воды.
Приготовление
Сухие фрукты перебрать, хорошо промыть, залить водой и варить, учитывая срок варки каждого фрукта.
Сначала отварить сухие груши и яблоки, затем положить сливы, вишни, изюм и довести до кипения.
Отвар слить, процедить, растворить в нем мед или сахар, залить сваренные фрукты и ягоды и довести до кипения.
Затем поставить взвар в холодное место и дать настояться 5—6 часов.
Можно приготовить взвар из любых сушеных фруктов и ягод.

Взвар с вином
Ингредиенты:
300—400 г сушеных фруктов (яблоки, груши, чернослив, вишня, курага, изюм), 150—200 г меда, по 0,2 г корицы и гвоздики, 1 стакан белого столового или десертного вина, 800 г воды.
Приготовление
Сварить, соблюдая очередность закладки, яблоки, груши, курагу, чернослив, изюм.
В конце варки добавить корицу, гвоздику, вино и мед.

КИСЕЛИ
Основным сладким блюдом русской кухни всегда был кисель. Только позднее появились желе, муссы, кремы и другие более сложные блюда.
В старину кисели готовили в основном овсяные, ржаные и пшеничные. Они были обязательным ритуальным блюдом на поминальном столе.

Кисель медовый
Ингредиенты:
300 г меда, 1/3 стакана сахара, 1/4 стакана лимонного сока, 3 ст. ложки картофельного крахмала, 6 стаканов воды.
Приготовление
Развести в горячей воде половину меда, добавить сахар и довести смесь до кипения.
Крахмал развести холодной кипяченой водой и, помешивая, заварить кипящий медово-сахарный сироп.
Снять смесь с огня и влить оставшийся мед и лимонный сок, перемешать и охладить

Овсяный кисель с брожением из «Геркулеса»
Ингредиенты:
300 г овсяных хлопьев «Геркулес», 4 г дрожжей, 1 ст. ложка сахара (лучше – фруктозы), 1 л воды.
Для подачи: сахар, растительное масло, медовая сыта.
Приготовление
Овсяные хлопья, небольшое количество сахара и дрожжи развести в теплой воде и оставить для закисания на 10—12 часов.
Затем процедить, добавить оставшийся сахар и поставить в духовой шкаф для пропаривания.
Готовый кисель разлить в тарелки, смоченные холодной кипяченой водой.
Консистенция киселя должна быть густая.
Подавать с сахаром, растительным маслом, медовой сытой.

Кисель «Старорусский»
Ингредиенты:
200 г овсяных хлопьев «Геркулес» или овсяного толокна, 3 стакана воды, 4 ст. ложки сахара, 100 г ягодного сиропа.
Приготовление
Овсяные хлопья измельчить, развести холодной водой и оставить для закисания при температуре 18—20°С на 2—3 суток.
Затем процедить, добавить сахар, довести при непрерывном помешивании до кипения и варить 2—3 мин.
Горячий кисель разлить в формочки и охлади

@темы: Кулинария, традиционные, обрядовое

Фольклористика

главная